Пару слов о винтажных Fender MIJ '57 Stratocaster

Fender ST-57 Vintage Reissue
Fender ST-57 Vintage Reissue

Взглянем в прошлое, когда Fender MIJ (made in Japan) Vintage ’57 Stratocaster был на пике доступности, я не думаю, что сейчас среднестатистический гитарист понимает, какой это было роскошью. Созданные на заводе, потрясшем Fender USA качеством и точностью первых японских Fender Vintage Reissues в 1982 году, эти великолепные инструменты все еще можно было найти совершенно новыми по цене менее £ 300 десять лет спустя. В начале 90-х 57-е были были повсюду, и многие уже не обращали на них пристального внимания. Но в истории электрогитары Fender MIJ ’57 Strats навсегда останется популярным и качественным продуктом. Это были гитары высокого уровня, и даже в начале 90-х годов, с точки зрения обаяния и магнетизма, они по-прежнему заставляли типичный американский Stratocaster стыдиться.

Многие люди на до сих пор не представляют трансформацию гитар Japanese Vintage ’57 Reissue Stratocasters на рынке Великобритании в течение 1980-х годов. Картина еще больше запутана из-за изменения бренда и существенной разницей цен. Но в целом все очень просто:

  • Начиная с 1982 года (год рождения Fender в Японии) компания Fender экспортировала MIJ'57 Reissue Strats, произведенные на фабрике FujiGen Gakki, в Великобританию на протяжении всего десятилетия и первой половины 1990-х годов.
  • С 1982 по 1984 год переиздания MIJ'57 выпускались под брендом Squier (известными как серия JV, их серийные номера начинались с букв «JV», что расшифровывалось как Japan Vintage).
  • Начиная с 1985 года и более десяти лет вплоть до второй половины 1995 года японские переиздания 57 года с той же фабрики стали выпускать под брендом Fender (начиная с серийных номеров с префиксом «Е»). После того как бренд изменили с Squier на Fender, цены в магазинах выросли более чем на 50%.
  • Во второй половине 1995 года на британском рынке модель FujiGen Strat Reissue MIJ '57 была заменена на модель Vintage Reminiscent, которую уже нельзя считать достаточно аутентичной, чтобы назвать её переизданием.

Отметим, что в течение многих лет компания Fender постоянно пыталась сэкономить на производстве. Это проявилось в ухухдшении отдельных компонентов и менее тщательно подходе к покраске. Мы скоро дойдем и до этого, но начнем мы с того как можно идентифицировать эти гитары. Вопрос который часто возникает...

Отличительные признаки FENDER MIJ ’57 STRAT REISSUE

Все описанное ниже, относится к гитарам под маркой Fender, выпущенных после 1984 года. Описание для более ранних моделей под маркой Squier, вы найдете в статье «Стратокастеры Squier 1980-х годов». И имейте в виду тот факт, что линейка расцветок гитар Fender немного отличается от Squier.

Итак, основные отличия:

  • Корпус гитар делался из ольхи (на отдельных моделях встречалась липа) и с довольно легким весом.
  • Полиэфирное покрытие на корпусе в расцветках: двуцветный Sunburst, Black, Olympic White, Candy Apple Red и Sonic Blue. Другие цвета действительно встречались в Великобритании, но были крайне редкими и не были указаны дилерском каталоге. Следует отметить, полиэфир очень склонен к пожелтению, поэтому белый цвет со временем мог превратиться в blonde, а Sonic blue - в Sea Foam или Surf green. На открытых поверхностях гитара могла изменить цвет почти целиком, но вы можете определить оригинальный цвет в кармане грифа. Отдельно обращу внимание, что цвет Sonic blue изначально не был доступен, в первых каталогах Fender 'E Series' перечислены остальные четыре цвета кроме этого, тем не менее, был доступен уже к концу 1980-х годов.
    1993 году крупный британский дилер, который приобрел эти инструменты в большом количестве, прекратил продажу гитар в расцветке Candy Apple Red. Не известно, был ли цвет недоступен временно, или был был изъят из-за недостаточно хороших продаж или других причин. Но, что интересно, цвет Candy Apple Red был тем элементом, которая явно отличался от стратокастера 1957 года. Фактически, этот цвет был добавлен после начала 60-х, и поэтому никак не мог использоваться на реальном инструменте 57 года. Другие варианты из стандартных цветов MIJ были достаточно аутентичными, но так как любая одноцветная окраска была редкой для стратов в 1957 году, то двуцветный Sunburst был максимально аутентичной расцветкой, которая олицетворяла оригинал.
    Так же я не перечислил покрытия «Foto-Flame», представленные в Великобритании в середине 1993 и производившиеся до 1995 года. В то время как остальная спецификация '57го в полной мере соответсвовала оригиналу, гитары с фотофлеймом из-за своей яркости явно не походили на классические Fender. Поэтому, расценивать эти инструменты как настоящие переиздания было бы не совсем верно.
  • Все гитары имели цельный кленовый гриф с анкерной гайкой расположенной в торце. Сзади на грифе располагалась ореховая вставка, закрывающая анкер, а на голове была каплевидная заглушка для анкера.
    Большинство грифов как на Fender так и на Squier имели V-образный профиль, но в японских каталогах встречались так же и инструменты с C-образным профилем, впрочем точно не известно были ли такие гитары в экспортировавшихся в Европу моделях.
  • Гриф имеет медовый оттенок. Эти грифы легко отличить от грифов произведенных в США, того же периода: на японских струны А и В проходят прямо над центром маркерных точек на двенадцатом ладу. На грифах из США струны A и B лишь касаются внешнего края маркеров. При этом японский вариант является аутентичным для страта 57 года. Еще одним отличием является логотип на голове, на американском грифе его изображение больше соответствует оригиналу (так называемый ‘spaghetti script’) и сами трансферы нанесены поверх лака в то время как на японской версии все наклейки находятся под лаком.
  • Звукосниматели — три сингла с пластиковыми крышками и AlNiCo магнитами, калиброванными по высоте.
  • «Открытый» пятипозиционный переключатель (винтажного типа) ставился на модели начиная с 1985 года. В конце 80-х был заменен на закрытый пластиковый YM-50, гораздо худшего качества.
  • Прочная черно-белая проводка использовавшаяся с 1985 года, в конце 80х была замена дешевую, тонкую.
  • Однослойный пикгард на 8 винтах
  • Vintage Style тремоло на 6 винтах, с седлами маркерованными надписью фендер
  • Раздельные полости под звукосниматели
  • Kluson-style винтажные колки, с овальными головками. Без надписей.
  • A blank or 'FENDER' branded neckplate, with both 'Made in Japan' and the serial number on the back of the neck just above its join with the body.
  • Некплейт с одиночной надписью «Fender» или вообще без надписей. При этом серийный номер и надпись «made in japan» наносилась с обратной стороны грифа в месте его крепления.

Качество сборки

Без сомнений инструменты 1985 года, когда FujiGen впервые стал выпускать их под брендом Fender, без маркировки Squier, были превосходными. Если не считать изменения конструкции звукоснимателей и использования проводов с пластиковой изоляцией вместо тканевой, это были те же гитары, которые поставлялись под брендом Squier. При этом дилерские цены на тот момент выросли с, примерно, 220 фунтов стерлингов (Squier JV) до 350 фунтов стерлингов (Fender MIJ). Что привело к тому, что фирма Fender была обязана поддерживать превосходное качество, в противном случае любые недостатки могли бы нанести непоправимый ущерб репутации новой модели. И она делала это — показывая, что то что она производит действительно премиальным, а не бюджетным сегментом.

Тем не менее, со временем качество стало менее предсказуемым, т.к. компания не могла себе позволить увеличения цен из-за высокой конкуренции на рынке, а себестоимость гитар была высока. Как я уже писал выше первым звоночком было ухудшение монтажа электроники, но начиная с конца 80х начались и другие проблемы:

Качество отделки корпусов начало ухудшаться примерно с 88 года и на протяжении последующих 7 лет проявлялось в разных аспектах: начиная с неаккуратного нанесения цвета Candy Apple Red, который выглядел пятнистым и непривлекательным и заканчивая грубой геометрией, когда места, которые должны быть плавными оказывались угловатыми. Проблемы конечно не распространялись на абсолютно все гитары, но после 88 года количество таких инструментов заметно выросло. Хотя, стоит отметить, и после 88го года, при тщательном выборе можно было отобрать инструмент, как минимум не уступавший более ранним, но его приходилось выбирать намного более тщательно.

Но несмотря на все вышеперечисленное основные элементы общей сборки так и оставались превосходными: пикгарды сидели как влитые, а звукосниматели имели точное позиционирование, сопряжение грифа было крепким, а главное хорошая высушенная древесина давала отличный звук. Отдельно можно отметить тремоло на этих гитарах, по моему опыту они никогда не создавали никаких проблем. Я играл на ошеломляющем количестве стратов у которых система тремоло вызывала у меня головную боль, но я не могу вспомнить не одного FujiGen Fender '57, который бы не держал строй при правильной отстройке. Таким образом, это всегда были гитары с отличным исполнение и звучащие очень эффектно на любом приличном усилителе.

1992 год был отличным годом для покупки Fender ’57 Reissue, но цены в 300 фунтов, о которых я упоминал в начале этой статьи не продлились долго, RRP модели фактически вырос на 169 фунтов стерлингов в течение следующих нескольких лет, и это неизбежно сказалось на розничных ценах в точках продаж. К 1995 году FujiGen Gakki больше не мог производить инструменты с приемлемым качеством по конкурентоспособной цене - отсюда и отказ от серии Vintage reissue. Вместо нее запускают производство «Vintage Reminiscent», которая по сути представляла собой нечто среднее между репликой 54 года и Squier Silver Series. Серия может быть обозначена скорее как страт 50х, а не «Reissue» 57-го, как это было ранее. Эти ‘50s Strat’ все еще производилась FujiGen Gakki, но это не могло продолжаться долго, так как Fender начал терять веру в FujiGen и сосредоточиться на производстве в других местах. Модели Crafted in Japan начали появляться в значительном количестве с середины 90-х годов, после чего контракт с FujiGen довольно быстро был расторгнут.

Заключение

Как человек, владеющий как Squier JV Series, так и Strats Fender MIJ '57, я могу категорически заявить, что MIJ под брендом Fender были лучше с точки зрения точности сборки, удобства игры и звука. Это мнение основано только на гитарах, которыми я лично владею и пользуюсь. Не обманитесь хайпом вокруг гитар JV серии с их более высокими ценами, чем у экспортных Fender MIJ. JV были отличными гитарами, но они создавали свою репутацию в качестве бюджетных инструментов, ведь гораздо проще создать ажиотаж, когда продукт имеет низкую цену. JV были более аутентичными, чем Fender, в которые они трансформировались, но из-за стабильно хорошего звучания и использования без головной боли, я считаю, что MIJ Fenders заслужено получили свою славу.

Итак, я ухожу, чтобы фантазировать о путешествии во времени в 1992 году с тремя сотнями фунтов в кармане и пустым кофром.